О банках Кыргызстана Финан. отчеты и ренкинги
Обучение Союз Банков Кыргызстана
Мероприятия Полезное
Аналитика и мнения Форум для банкиров
 
Кооперативные банки как фактор равновесия иностранного и внутреннего капитала в банковском секторе

Назик Бейшеналы
Докторантка Гренобльского Университета
Исследовательский центр экономической мысли и систем

В Кыргызстане, проникновение иностранного капитала в банковский сектор приобрело масштабный характер, что кем-то приветствуется, кем-то критикуется, однако, единой стратегии действия по отношению к данному феномену - нет. Надо признать, что во всем мире вопрос об иностранном капитале в банковском секторе остается спорным, каждая страна принимает индивидуальные стратегии в соответствии с внутренними факторами, политикой и т.д. Если одни страны выбрали ограничение входа иностранного капитала в банковский сектор путем установления нормативных или экономических баръеров, другие посчитали правильным политику полного невмешательства. Невозможно сказать однозначно, какое из этих решений лучше, тем не менее, несложно представить, что для экономики, где финансовый сектор еще не стабилизировался, важно найти равновесие между иностранным и внутренним капиталом в банковской системе.

Установление такого равновесия можно добиться альтернативой развития кооперативных банков. Эти банки уже больше века успешно интегрированы в банковские системы многих зарубежных стран.
Кооперативная форма банков, во- первых, оказывает своей стране важную услугу сбалансированности банковского сектора, при этом, не отрицая само наличие иностранного капитала и законы свободного рынка. Страна с развитой сетью кооперативных банков, которые неизменимо остаются национальными, освобождается от риска 100%-го перехода банковского сектора в руки иностранных хозяев.

Во- вторых, опыт многих стран со значительной долей иностранных банков показал, что эти банки работают только с лучшими клиентами рынка, оставляя менее успешных заемщиков и местных банков в трудной ситуации. И на самом деле, для последних, которым остается работать с «остатками» заемщиков и с возросшими показателями кредитных рисков, складывается ситуация неравной конкуренции со структурами, имеющими иностранную финансовую и материальную подпитку и компетенции. Кооперативные же банки практически оказываются вне этой конкуренции, так как с самого начала их деятельность ориентирована на удовлетворение нужд этого «остатка» и в адаптированности кооперативного кредитования нуждам малых и средних предприятий, сельскохозяйственного сектора и т.п.

Таким образом, кооперативные банки представляют собой, дополнительную коммерческим и государственным банкам, модель банковских институтов, которые могли бы сыграть экономическую роль в Кыргызстане, где банковский сектор стоит под угрозой потери независимости, а развитие кредитного рынка продолжает свидетельствовать о неэффективности и нестабильности действующих в нем структур.

Иностранный капитал в банковском секторе: последствия для принимающей страны

Вхождение иностранного капитала в банковский сектор может иметь различные формы, в зависимости от нормативно-правовой базы той или иной страны. Но можно выделить четыре основных форм собственности, позволяющие проникновение иностранного капитала в банковский рынок: представительства, филиалы, банки с иностранным участием, у которых менее 50% капитала имеет иностранное происхождение и, наконец, дочерние банки, в которых преобладающая часть капитала принадлежит иностранным инвесторам.

В первых двух случаях (представительства и филиалы), учреждения не имеют или могут не иметь юридического статуса и, как правило, функционируют на основе единого с родительским банком капитала, баланса, а также имеют четко ограниченные полномочия. Данный вид может характеризовать ситуацию расширения деятельности за пределами страны наиболее значимых клиентов какого-то банка, что его заставляет следовать за этими крупными предприятиями в другие страны. Это случай российских банков, последовавших за крупными нефтяными компаниями в Украину, в Молдову (Петрокоммерц), в Белоруссию (Газпромбанк) и т.д. В остальных же случаях, наличие представительств и филиалов иностранных банков может соответствовать фазе изучения местного рынка родительским банком для дальнейшего развития на этом рынке через открытие новых или приобретение существующих банков. Открытие новых и приобретение местных банков, которые имеют более тяжелые последствия на экономику встречающей страны, соответствуют двум последним из вышеупомянутых видов проникновения иностранного капитала (банки с иностранным участием и дочерние банки). Именно эти две формы получили наибольшую популярность в качестве методов приобретения кыргызских банков.

Таким образом, Кыргызстан очень скоро стал лидером в плане доли активов банковской системы под иностранным контролем. Как видно из графика, в 2005 году 70% кыргызских банковских активов принадлежат иностранным хозяевам, в то время как в среднем по всем другим странам СНГ этот показатель находится около 20%, не говоря уже о показателях России и Казахстана. Таким образом, в 2005 году из 19 коммерческих банков Кыргызстана, 14 имеют иностранное участие, а 9 состоят в иностранной собственности (более 50% принадлежат иностранным хозяевам).

Данные графика:(по техническим причинам грфик невозможно отобразить )
по доле активов, принадлежащих иностранным банкам (2005г),Кыргызстан -70%, на втором месте была Грузия -58%, Армения - 57%,Молдова - 34%, Белоруссия - 20%, Украина - 20%, Россия - 11%,Таджикистан -6%,Азербайджан -6%,Казахстан -6%, Узбекистан -4%,Туркменистан - 2%.

График построен на основе данных Доклада ЕББР о процессе перехода (2005).

 *Доля совокупных активов банковской системы, принадлежащая банкам, участие иностранного капитала в которых превышает 50% по состоянию на конец года.

Что касается мотивации иностранных инвесторов, скупающих кыргызские банки непонятна для многих, так как она проходит несколько мимо экономической логики. Рациональные крупные и известные банковские корпорации как ABN-Amro, CityBank, HSBC и т.д. интересуются банками в Казахстане, в Узбекистане, в России, но процесс массового проникновения иностранных капиталодержателей в кыргызский рынок проходит, как можно заметить, без их участия. Тем не менее, можно допустить ряд причин, которые в той или иной мере объясняют интерес инвесторов в кыргызские банки:
- Полное отсутствие барьеров экономического или правового характера в отличие от многих стран СНГ. В том же Казахстане до ноября 2005, действовал закон, согласно которому иностранные инвесторы не могут приобрести больше 50% совокупного капитала банковской системы. Также в России, до укрепления их банковской системы, до 2002, существовал потолок (12%) иностранного участия в банковском секторе, который прогрессивно поднимают до 25%, потом до 50%.
- Процентная маржа, которая остается одной из самых высоких с разрывом на 10-15 пунктов между кредитными и депозитными ставками, в то время как в Казахстане данный показатель колеблется вокруг 7%, а России меньше 5% (по данным центральных банков).
- Сравнительно невысокие издержки приобретения кыргызских банков
- Слабое проникновение банковских услугь развития банковских взаиморасчетов и потенциал кредитного рынка. По данным АБР (2005), в стране действует одно банковское агентство на 32000 жителей и лишь 1 человек из 40 имеет банковский счет.
- Низкий уровень концентрации кыргызских банков. В Узбекистане, в Азербайджане, в Казахстане одному банку только принадлежит 60-70% банковских активов (Standard et Poor’s, 2005).
- Слабая доля государства в банковском секторе. В странах, как Белоруссия, Узбекистан, Россия, приватизации проходят в более умеренном ритме, что не подвергает банковскую систему под угрозу резкого отчуждения в пользу иностранных участников.

Преимуществами для страны- реципиента от притока иностранного капитала, как правило, принято считать доступ к новым инновационным банковским технологиям, улучшение банковского менеджмента, качества услуг и т.д. Кроме этого, традиционной заслугой иностранных банков является их стимулирование конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к ослаблению ценовых условий на банковские услуги.
Тем не менее, иностранное проникновение в банковскую систему не для всех видится в розовом цвете, учитывая риск потери финансовой независимости страны, риск оттока капитала, проблему доступа к кредиту основного слоя населения и т.д. Также нельзя забывать, что государство и национальный банк страны так или иначе подвергаются давлению зарубежных хозяев банковской системы, которые действуют в своих частных интересах, не заботясь о приоритетах страны. Кроме того, дивиденды, выплачиваемые иностранным хозяевам банков, ведут к переводу соответствующих сумм за пределы страны. И, наконец, в случае политических или экономических турбулентностей, не следует исключать вероятность более массового оттока капитала из экономики.

Помимо этого, часто проникновение банков с иностранным капиталом сопутствует проблема « cream scimming » (обезжиривания) рынка - ситуация, где банки иностранной принадлежности концентрируют свою деятельность на клиентуре лучших предприятий. Известно, что чем разветвленнее структура организации, тем сложнее им управлять, что заставляет принять ряд стандартизированных норм в плане тарифных, временных и др. условий в целях снижения риска и более адаптированного контроля структур зарубежом. Эти банки будут соответственно работать только с той клиентурой, которые способны принять условия их родительского банка, а все те, которые не представляют очевидного риска, но не отвечают этим условиям, будут автоматически отказаны в кредите. Таким образом, присутствие иностранных банков выгодно только для финансово стабильных и кредитоспособных заемщиков, в то время как условия кредитования всех других категорий заемщиков и в частности, новых и малых - средних предприятий продолжает ухудшаться.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что постепенное проникновение и доминирование банковского сектора внешними участниками сопровождаются одновременно противоречивыми феноменами: если с одной стороны, это благоприятно для прогресса банковской системы и для укрепления конкуренции, с другой стороны, это ведет к проблеме потери суверенитета, банкротства местных банков и к проблеме недостатка финансирования малых и средних предприятий.

Аргумент, часто используемый приверженцами иностранной собственности банков- это снижение процентных ставок. В Кыргызстане, если присмотреться, можно заметить тенденцию к снижению и небольшую разницу ставок местных и иностранных банков, что больше указывает на сложность конкуренции для первых с последними. Но очевидно то, что такие тарифные условия не повлекли за собой значительного увеличения объема кредитования экономики. Не вдаряясь в тщательный анализ ситуации, показатель соотношения банковских кредитов к ВВП (2,2% в 2000 и 6,2% в 2004) свидетельствует о непреходящих проблемах доступа населения к кредитным ресурсам. С одной стороны, банки рационализируют кредиты «неподходящему» слою населения: предприятиям отдаленных регионов, малым- средним предприятиям, а также новосозданным предприятиям, сельскохозяйственному сектору и т.д. С другой стороны, эти сами заемщики неохотно идут в банк, учитывая условия доступа к банковским кредитам: высокие процентные ставки, короткие сроки кредитования, неподъемные гарантии, очень длительное время рассмотрения кредитных заявок и т.д.

Неэффективность кредитования банковской системы частично покрывается за счет предложения кредита небанковских финансовых институтов (НФИ), на которых приходится 30% выданных кредитов в экономику (НБКР, 2005). Основными участниками является Сельскохозяйственная корпорация, микрокредитные организации и компании и на кредитные союзы.


Успешная деятельность этих учреждений говорит о том, что спрос на кредит есть и он исходит главным образом от тех категориий населения, которых банки считают некредитоспособными. Дело не в их кредитоспособности, а в неадаптированности банковских кредитов этому слою населения. НФИ же, несмотря на кажущуюся эффективность, являются только краткосрочным решением: их деятельность, будучи обусловлена внешним финансированием международных организаций, недолговечна. Тем не менее, кыргызская экономика нуждается в выходе из создавшегося положения, где государство не в состоянии обеспечить деятельность государственных банков, коммерческие банки неэффективны, рынок капитал стагнирует в эмбрионном состоянии, НФИ представляют краткосрочное решение проблемы.

В этих условиях, малоизвестный Кыргызстану кооперативный кредит может стать альтернативой для выхода из ситуации благодаря ее способности мобилизации частных инициатив и финансовой взаимопомощи.

Кооперативные банки как альтернативное решение проблемам банковского сектора

Кооперативные банки имеют преимущества перед коммерческими, так как в отличие от них, они не могут быть приобретены кем-либо, отсутствие акций исключает всякую возможность их торгов на финансовых рынках. Другая особенность кооперативных банков заключается в их способности финансировать малый и средний бизнес, в отличие от иностранных банков и даже в отличие от местных коммерческих банков. Данное утверждение основывается на следующих факторах:

Во-первых, структура капитала кооперативных банков, который, как уже упоминалось, состоит из непередаваемых паев, что исключает возможность перехода банка в руки одного или нескольких акционеров. Отсутствие акционеров освобождает банк от их давления и дает ему определенную свободу в отношении выбора клиентуры, которые могут быть небольшого размера или не представлять потенциала роста и т.д.
Кооперативные паи, как правило, не дают право на дивиденды и приоритетным направлением для полученной прибыли является их распределение в неделимые резервы. Со временем, аккумуляция этих резервов дает колоссальное преимущество кооперативному банку в плане финансовой устойчивости перед коммерческими аналогами. Накопление нераспределенных средств, помимо прочего, ему позволяют без труда вложить в приобретение других финансовых институтов (внутренних или зарубежных). Так, в европейских странах, именно кооперативные банки стали наиболее активными участниками операций по слиянию между крупными банковскими группами: благодаря аккумуляции резервов за многие десятилетия своего существования, они скупают внутренние банки, опередив иностранных кандидатов, что позволяет сохранить банковскую систему в руках домашних владельцев. Кроме того, кооперативные банки играют активную роль в международных акциях, приобретая иностранные финансовые компании, что удовлетворяет национальные амбиции по международному развитию и расширению.

Во-вторых, историческое развитие кооперативных банков во многих странах обусловлено спецификой взаимоотношений между участниками и банком, которые в корне отличаются от отношений коммерческого банка с их клиентами. Кооператив, будучи созданным не в целях прибыли, а в целях взаимопомощи и на основе инициативы исходящей снизу вверх, дает возможность участникам и банкирам преследовать схожие интересы - участник, являясь одновременно хозяином и клиентом банка, не встречает традиционной конфронтации и недоверия, характерные для отношений между банком и его клиентами. Географическая, а также социокультурная близость между кооперативным банком и его участниками позволяет банку лучше оценить кредитоспособность клиента, включая в свой финансовый анализ не только количественные критерии, но также и человеческий фактор. В итоге, кооперативный банк не преследует цель обогащения акционеров и имеет преимущество более реальной оценки кредитоспособности клиента, что дает ему возможность не дискриминировать кредитные заявления мелких заемщиков.

В-третьих, организационная структура кооперативных банков менее централизована по сравнению с коммерческими банками, что дает некую финансовую автономность каждому региональному банку. Кооперативные банки традиционно имеют трехступенчатую структуру: локальные банки, региональные банки и центральная касса, что соответствует их развитию снизу вверх. В отличие от коммерческих банков, локальные инстанции кооперативных банков не являются низшим иерархическим звеном, а наоборот фундаментом пирамиды, так как они представляют пайщиков кооператива. Региональные и центральная инстанции возникли как вспомогательные структуры для локальных инстанций для представления их интересов перед государством и всем другим внешним миром. Соответственно, здесь исключается принятие решений «сверху - вниз», и локальные и региональные кассы имеют достаточно широкую свободу действий относительно своего бюджета, стратегии и т.д. Вследствие чего, можно выделить два типа последствий на кредитных отношениях кооперативного банка с заемщиками: с одной стороны, такая финансовая автономность региональных касс в какой- то мере ограничивает сумму выдаваемых кредитов, заставляя кооперативный банк иметь дело с относительно небольшими кредитными запросами. Вторым позитивным результатом данной раскладки является то, что проведение социальных акций подобного рода укрепляет доверие, расширяет рамки взаимоотношений между банком и заемщиками, что опять же позволяет банку иметь дополнительную информацию об экономической состоятельности клиента.

Таким образом, кооперативный капитал, особенность взаимоотношений, автономность региональных касс являются тремя основными, но не единственными, факторами, определяющими роль кооперативных банков в предоставлении кредитов определенным социальным категориям.

Как свидетельствует история, взаимный кредит везде, где он получил развитие, отражал ответ пробелам рынка. Общее в деятельности кооперативных банков разных стран заключается в том, что они все финансировали отрасли, непривлекательные для коммерческих банков: небольшие предприятия, сельскохозяйственный сектор, ассоциативный сектор, которые представляют, как правило, для коммерческого банка высокие издержки, незначительные по сравнению с получаемой прибылью, а главное - высокую рискованность этих операций (отсутствие гарантий, неопределенность урожайных условий и т.д.). Успех европейских кооперативных банков повело за собой открытие подобных учреждений во всем мире: в США, в Канаде, в Японии, в Индии, во многих африканских странах, а с недавних пор в восточно- европейских и в балтийских странах. Преимущество кооперативных банков и в том, что их развитие, как правило, не сосредотачивается в городах, а действуют в селах и в отдаленных регионах, что позволит увеличить банковскую проникаемость в стране.

Более того, что в Кыргызстане ощущается не только потребность в подобном виде кредитных учреждений, но также имеются все предпосылки для их развития. В частности, развитие кооперативного кредита может опереться на три вида участников кредитного рынка: РСК, КФСК, и на сеть кредитных союзов. Эти три института являются основными участниками финансового рынка Кыргызстана в плане занимаемой доли рынка, филиальной сети и т.д. Но главное в том, что область их деятельности близка ориентации кооперативных банков во всем мире: сельское хозяйство, сбережение, кредитные союзы. Эквиваленты наших РСК и КСФК- сбер.кассы и сельхоз.банки, практически во всех странах действуют в кооперативных формах : испанская Caixa, французские Caisse d’épargne и Crédit agricole, нидерландский Rabobank. Другая их особенность в их пока еще национальной принадлежности, хотя объявленная перспектива их приватизации может быстро изменить ситуацию.

В заключение можно сказать, что на протяжении всей своей истории, кооперативные банки сыграли важную роль в переходные и послевоенные периоды практически всех европейских и многих других стран. Нынешняя ситуация на банковском рынке Кыргызстана требует новых альтернативных решений и в этих условиях перспективы развития кооперативных банков могли бы стать одними из них.

 
 


Уважаемые банкиры!
Оставьте свой отзыв о работе нашего проекта. Мы выслушаем все Ваши замечания и пожелания.


 

16.11.2018
Доллар США 69,8492
Евро 79,0658
Рос. рубль 1,0485
Каз. тенге 0,1888


 

 
 
 
реклама на сайте карта сайта