О банках Кыргызстана Финан. отчеты и ренкинги
Обучение Союз Банков Кыргызстана
Мероприятия Полезное
Аналитика и мнения Форум для банкиров
 

Закон "О Национальном банке Кыргызской Республики"

Глава I

Общие положения

Статья 1. Национальный банк Кыргызской Республики

1. Национальный (Центральный) банк Кыргызской Республики (далее Банк Кыргызстана) является банком Кыргызской Республики и находится в ее собственности.

2. Банк Кыргызстана является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и не преследующим цели получения прибыли.

3. Местом нахождения Банка Кыргызстана является город Бишкек. Банк Кыргызстана вправе создавать филиалы, представительства и назначать своих представителей в Кыргызской Республике и за рубежом.

Банк Кыргызстана имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Кыргызской Республики.

4. Запрещается использовать словосочетания "Банк Кыргызстана", "Кыргыз Банкы", аббревиатуры "ЦБКР", "НБКР", а также слова "Центральный", "Национальный" в названиях и символике других банков в полном или сокращенном виде на любом языке.

5. Кыргызская Республика не несет ответственности по обязательствам Банка Кыргызстана. Банк Кыргызстана не несет ответственности по обязательствам Кыргызской Республики.

Статья 2. Цель деятельности Банка Кыргызстана

Целью деятельности Банка Кыргызстана являются достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики согласно настоящему Закону.

Статья 3. Основная задача Банка Кыргызстана

Основной задачей, способствующей достижению цели (или подчиненной основной цели) деятельности Банка Кыргызстана, являются поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики.

Статья 4. Функции Банка Кыргызстана

Банк Кыргызстана выполняет следующие функции:

1) определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике;

2) разрабатывает и осуществляет единую валютную политику;

3) обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков;

4) является кредитором последней инстанции для банков в соответствии с настоящим Законом;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) выдает лицензию на ведение банковских операций, деятельность ломбардов, привлечение юридическими лицами денежных средств от населения на условиях срочности, возвратности и платности в соответствии с законодательством республики и ведет реестр выданных лицензий;

7) осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана;

8) способствует эффективному функционированию платежной системы и осуществлению межбанковских платежей;

9) осуществляет валютное регулирование, включая издание нормативов, регулирующих операции с иностранной валютой, а также операций по купле, продаже и обмену иностранной валюты в соответствии с законодательством республики;

10) владеет и управляет официальными валютными резервами в соответствии с настоящим Законом;

11) составляет совместно с Национальным статистическим комитетом платежный баланс Кыргызской Республики;

12) представляет интересы и выступает от имени Кыргызской Республики на международных совещаниях, конференциях и организациях, касающихся денежно-кредитной и банковской политики;

13) осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 5. Операции Банка Кыргызстана

1. Для достижения установленных настоящим Законом целей Банк Кыргызстана имеет право на определенных им условиях осуществлять следующие операции:

1) предоставлять кредиты на срок не более шести месяцев под обеспечение ценными бумагами и другими активами, определяемыми Банком Кыргызстана в соответствии с настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики;

2) осуществлять банковские операции по обслуживанию банков и других финансово-кредитных учреждений;

3) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя первоклассных эмитентов, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;

4) покупать и продавать ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики, на вторичном рынке;

5) покупать и продавать ценные бумаги, выпущенные Банком Кыргызстана, а также ценные бумаги, выпущенные иностранными государствами, международными организациями;

6) покупать и продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

7) покупать и продавать иностранную валюту;

8) открывать счета в банках и финансовых учреждениях;

9) выступать в качестве посредника по сделкам, связанным со средствами, предоставленными международными финансовыми институтами для финансирования различных программ, на условиях, установленных Правлением Банка Кыргызстана;

10) осуществлять иные банковские операции, не запрещенные законодательством.

Статья 6. Организация деятельности Банка Кыргызстана

1. Банк Кыргызстана самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, установленных настоящим Законом и не противоречащих ему.

Вмешательство всех органов государственной власти в решение вопросов, отнесенных настоящим Законом к ведению Банка Кыргызстана, не допускается.

2. Банк Кыргызстана координирует свою политику с Правительством Кыргызской Республики в той мере, в которой она не противоречит его основным целям и задачам.

Статья 7. Нормативные акты Банка Кыргызстана

1. Банк Кыргызстана по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Законом и другими законами, дает разъяснения по банковской терминологии, а также издает нормативные акты, обязательные для исполнения всеми банками, юридическими и физическими лицами, осуществляющими отдельные банковские операции на основании лицензий, выдаваемых Банком Кыргызстана, а также их клиентами и органами исполнительной власти.

2. Нормативные акты Банка Кыргызстана, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязательства граждан, должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законодательством для государственной регистрации нормативных правовых актов.

3. Нормативные акты Банка Кыргызстана вступают в силу с момента их официального опубликования в официальном издании Банка Кыргызстана, за исключением случаев, установленных в самом нормативном акте. Нормативные акты Банка Кыргызстана не имеют обратной силы.

 

Глава II

Отчетность Банка Кыргызстана

Статья 8. Отчетность Банка Кыргызстана

1. Финансовый год Банка Кыргызстана устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

2. Банк Кыргызстана ведет постоянный учет и отчетность, отражающие в соответствии с международной учетной практикой его операции и финансовое состояние.

3. Банк Кыргызстана ежегодно подготавливает финансовый отчет, состоящий из баланса Банка Кыргызстана, отчета о прибыли и убытках и других связанных с ним отчетов, установленных Правлением Банка Кыргызстана.

Структура баланса Банка Кыргызстана устанавливается Правлением Банка Кыргызстана. Банк Кыргызстана ежемесячно публикует сводный баланс в средствах массовой информации.

 Статья 9. Аудит Банка Кыргызстана

1. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в срок не позднее шести месяцев до окончания финансового года Банка Кыргызстана принимает решение об аудите Банка Кыргызстана и определяет по представлению Банка Кыргызстана аудиторскую фирму, имеющую хорошую международную репутацию и опыт проведения аудита центральных (национальных) банков не менее десяти лет.

2. Банк Кыргызстана, согласно заключенному с аудиторской фирмой договору, представляет отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки в соответствии с международной аудиторской практикой.

Оплата услуг аудиторской фирмы по аудиту Банка Кыргызстана осуществляется за счет собственных средств Банка Кыргызстана.

 Статья 10. Годовой отчет Банка Кыргызстана

1. Банк Кыргызстана ежегодно представляет отчет о своей деятельности Жогорку Кенешу Кыргызской Республики не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

2. Годовой отчет Банка Кыргызстана включает в себя:

1) финансовый отчет Банка Кыргызстана, прошедший аудиторскую проверку;

2) иные отчеты о деятельности Банка Кыргызстана, определяемые Правлением Банка Кыргызстана.

3. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики рассматривает годовой отчет Банка Кыргызстана до 1 июля года, следующего за отчетным.

4. Банк Кыргызстана ежегодно публикует в средствах массовой информации основные аналитические данные, содержащиеся в годовом отчете и касающиеся состояния финансовой и банковской системы республики.

 Статья 11. Информация о проводимой политике Банка Кыргызстана

1. Банк Кыргызстана два раза в год подготавливает и представляет Жогорку Кенешу Кыргызской Республики официальные сведения об основных направлениях проводимой Банком Кыргызстана политики в области денежно-кредитных отношений, а также по вопросам развития финансового и банковского сектора республики.

2. Данные об основных направлениях деятельности Банка Кыргызстана публикуются в средствах массовой информации.

 

Глава III

Капитал Банка Кыргызстана

Статья 12. Капитал Банка Кыргызстана

1. Капитал Банка Кыргызстана состоит из оплаченного уставного капитала, резервов, формируемых из прибыли, и резервов по переоценке активов.

2. Банк Кыргызстана имеет оплаченный уставный капитал в размере 50 млн.сомов. Банк Кыргызстана не может отчуждать или передавать в залог кому-либо свой уставный капитал.

3. Увеличение или уменьшение суммы уставного капитала Банка Кыргызстана не может быть осуществлено без внесения соответствующих изменений в настоящий Закон.

4. В случае, если по результатам финансового года Банк Кыргызстана имеет чистый убыток, не покрываемый общими и обязательными резервами, то Правительство Кыргызской Республики погашает данный убыток для восполнения капитала до размера, установленного в пункте 2 настоящей статьи, прямым перечислением денежных средств либо передачей во владение Банка Кыргызстана оборотных ценных бумаг, имеющих рыночную процентную ставку и гарантированных Кыргызской Республикой.

 Статья 13. Резервы и прибыль Банка Кыргызстана

1. Банк Кыргызстана создает:

1) обязательные резервы, поддерживаемые в размере двукратного оплаченного уставного капитала и формируемые из чистой прибыли до отчислений в доход бюджета Кыргызской Республики;

2) общие резервы, формируемые за счет чистой прибыли, оставшейся после отчислений в доход бюджета Кыргызской Республики (нераспределенная прибыль), с учетом пункта 5 настоящей статьи;

3) счета переоценки по операциям с иностранной валютой, золотом, основных средств и других активов в соответствии со стандартами учета, независимо от счета прибылей и убытков.

2. Порядок формирования и использования резервов и счетов специального назначения устанавливается Банком Кыргызстана в соответствии с международной практикой и с учетом положений настоящего Закона.

3. Прибыль Банка Кыргызстана определяется по результатам финансового года в соответствии с бухгалтерскими стандартами после учета всех доходов и расходов, имевших место в данном периоде, включая:

операционные и иные расходы на содержание, необходимые для обеспечения нормальной деятельности Банка Кыргызстана и принятые в международной практике;

наращение всего дохода и расхода;

переоценки качества активов и пассивов;

отчисления на создание специальных резервов, амортизацию активов, взносы в пенсионные фонды, отчисления на обязательное страхование служащих Банка Кыргызстана и другие взносы и затраты, предусмотренные соответствующими положениями и принятые в международной практике.

4. Из прибыли Банка Кыргызстана вычитаются суммы, направляемые:

1) на пополнение уставного капитала при его увеличении в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Закона;

2) в обязательные резервы до достижения размера, установленного в пункте 1 настоящей статьи.

5. Если после вычетов, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, суммарный капитал Банка Кыргызстана окажется меньше размера, установленного в пункте 2 статьи 12 настоящего Закона, то вся прибыль направляется в общие резервы до достижения установленного размера уставного капитала Банка Кыргызстана.

6. 70 процентов прибыли из оставшейся после вычетов, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи, направляется в доход бюджета Кыргызской Республики. Перечисление производится по окончании финансового года, после проведения аудита и утверждения годового отчета Банка Кыргызстана.

7. Остаток чистой прибыли после отчислений в доход бюджета Кыргызской Республики переносится в общие резервы Банка Кыргызстана.

 

Глава IV

Национальная валюта Кыргызской Республики

Статья 14. Денежная единица

1. Денежной единицей (валютой) Кыргызской Республики является сом. Один сом состоит из 100 тыйынов.

2. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет.

 Статья 15. Эмиссия денежных знаков

Банку Кыргызстана принадлежит исключительное право выпуска в обращение и изъятия из обращения денежных знаков (банкнот и монет).

 Статья 16. Платежное средство

1. Сом является единственным законным платежным средством на территории Кыргызской Республики, которое юридические и физические лица обязаны принимать без ограничений.

2. В случае необоснованного отказа в приеме сомов к оплате должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Подделка и незаконное изготовление денежных знаков Кыргызской Республики преследуются по закону.

 Статья 17. Отношение сома к другим валютам

1. Банк Кыргызстана объявляет официальный курс сома по отношению к денежным единицам других государств.

2. Обменные операции по обмену сома на иностранную валюту на территории Кыргызской Республики не ограничиваются.

 Статья 18. Организация наличного денежного обращения

Банк Кыргызстана в целях организации наличного денежного обращения на территории Кыргызской Республики:

1) разрабатывает и утверждает порядок ведения кассовых операций для банков и финансово-кредитных учреждений, деятельность которых лицензируется Банком Кыргызстана;

2) прогнозирует потребности республики в выпуске банкнот и монет;

3) обеспечивает создание резервных фондов банкнот и монет, размещает заказ на изготовление денежных знаков (банкнот и монет);

4) устанавливает общие требования для хранения, перевозки и инкассации наличных денег для банков;

5) устанавливает порядок определения платежности денежных знаков при осуществлении платежей;

6) определяет признаки защиты и порядок замены выпускаемых в обращение денежных знаков, а также порядок уничтожения поврежденных и изъятых из обращения банкнот и монет;

7) применяет другие способы и механизмы регулирования, принятые в международной практике.

продолжение>>>


 
 


Уважаемые банкиры!
Оставьте свой отзыв о работе нашего проекта. Мы выслушаем все Ваши замечания и пожелания.


 

23.01.2018
Доллар США 69,3433
Евро 84,8901
Рос. рубль 1,2246
Каз. тенге 0,2134


 

 
 
 
реклама на сайте карта сайта